В прошлый раз мы смотрели строение мажорной и минорной гаммы. Теперь от них перейдём к тональностям. Тональность – это лад, построенный от конкретной ноты. Например, мы говорим, тональность соль-минор или ля-мажор, это значит, что мы построили минорную гамму от ноты соль или мажорную гамму от ноты ля. Они выглядят вот так:
Мажорные тональности обозначаются заглавной буквой и словом dur, а минорные – маленькой буквой и словом moll. Например, ля мажор – это A-dur, а соль минор – g-moll. Если произведение написано в какой-нибудь тональности, то бемоли и диезы у нот будут соответствовать гамме. Поэтому знаки тональности пишут «при ключе», они действуют на протяжении всего произведения или до их смены. Ключевые знаки для тональностей соль-минор и ля-мажор запишутся так:
Знаки при ключе появляются не произвольно, а по определённой закономерности. В тональностях до-мажор и ля-минор ключевых знаков нет. А дальше, если тоника идёт на квинту вверх, то добавляется один диез, а если на квинту вниз – то один бемоль. Получаются такие таблички:
Мажорная тональность | Минорная тональность | Знаки |
С-dur (до мажор) | a-moll (ля минор) | нет знаков |
G-dur (соль мажор) | e-moll (ми минор) | 1 диез |
D-dur (ре мажор) | h-moll (си минор) | 2 диеза |
A-dur (ля мажор) | fis-moll (фа-диез минор) | 3 диеза |
E-dur (ми мажор) | cis-moll (до-диез минор) | 4 диеза |
H-dur (си мажор) | gis-moll (соль-диез минор) | 5 диезов |
Fis-dur (фа-диез мажор) | dis-moll (ре-диез минор) | 6 диезов |
Мажорная тональность | Минорная тональность | Знаки |
С-dur (до мажор) | a-moll (ля минор) | нет знаков |
F-dur (фа мажор ) | d-moll (ре минор) | 1 бемоль |
B-dur (си-бемоль мажор) | g-moll (соль минор) | 2 бемоля |
Es-dur (ми-бемоль мажор) | c-moll (до минор) | 3 бемоля |
As-dur (ля-бемоль мажор) | f-moll (фа минор) | 4 бемоля |
Des-dur (ре-бемоль мажор) | b-moll (си-бемоль минор) | 5 бемолей |
Ges-dur (соль-бемоль мажор) | es-moll (ми-бемоль минор) | 6 бемолей |
Тональности с 6 знаками энгармонически равны, так как фа-диез – это то же самое, что соль-бемоль. Поэтому можно писать, как больше нравится, или с диезами, или с бемолями. Если дальше прибавлять знаки, то всегда можно будет найти энгармонически равную тональность с меньшим числом знаков. Например, тональность с семью диезами – до-диез мажор равна тональности с пятью бемолями – ре-бемоль мажор. В сумме число знаков в таких тональностях будет равно 12. То есть можно написать либо 2 диеза, либо 10 бемолей, но 10 бемолей, конечно, никто не пишет 🙂 Иногда ещё используются тональности с 7 знаками, но редко.
Сами знаки тоже появляются по квинтовому порядку. Порядок появления диезов: фа – до – соль – ре – ля – ми – си, порядок появления бемолей обратный: си – ми – ля – ре – соль – до – фа. Его лучше просто запомнить как считалку. Теперь попробуем определить знаки какой-нибудь тональности, например, фа-диез минор. Смотрим по табличке, что в этой тональности 3 диеза. Если таблички под рукой нет, то надо взять ноту ля и от неё строить квинты, пока не дойдём до фа-диеза. Для мажорных тональностей начинаем от ноты до. Потом берём порядок появления диезов и отсчитываем три: фа – до – соль. В таком порядке их и пишем при ключе:
Или возьмём ля-бемоль мажор. Это тональность с четырьмя бемолями. Отсчитываем по порядку четыре бемоля: си – ми – ля – ре, записываем их при ключе:
Минорные и мажорные тональности с одинаковыми знаками называются параллельными. Например, ля мажор параллелен фа-диез минору, а си-бемоль мажор – соль минору. Параллельные тональности отстоят друг от друга на малую терцию.
Все эти таблички и рассуждения можно объединить в одном рисунке, это называется квинтовый круг тональностей. Картинку я взял из Википедии. На этом или аналогичном круге вы всегда сможете определить, в какой тональности сколько знаков.
Квинтовый круг часто печатают на обложках нотных тетрадей, потому что это действительно полезная штука. Но со временем, если вы будете часто играть гаммы, читать нотный текст и определять тональности, это запомнится до автоматизма. Чтобы определить тональность произведения, посмотрите на ключевые знаки и последнюю ноту. Обычно произведение заканчивается на тонике. Поэтому если в нотах при ключе один бемоль, а последняя нижняя нота фа, то тональность фа мажор, а если последняя нота ре, то ре минор.
Задания
- Напишите ключевые знаки в тональностях: фа мажор, фа минор, си мажор, ми минор.
- Определите, какие тональности могут быть с такими знаками: