Как и обещал в прошлый раз, продолжаем строить аккорды и разбираемся с септаккордами.
Септаккорд — это аккорд, состоящий из четырёх звуков, расположенных по терциям. Между крайними звуками образуется септима, она и дала название аккорду. Эта септима может быть большой или малой, а первые три звука могут образовывать мажорное или минорное трезвучие. Соответственно, получаются такие аккорды: большой мажорный, большой минорный, малый мажорный, малый минорный.
Очень часто встречается и имеет особое значение малый мажорный септаккорд, или доминантсептаккорд. В тональности он строится на пятой ступени лада, в до мажоре это соль-си-ре-фа. Его и его обращения надо как следует изучить и уметь строить от любой ноты. В остальном вид аккорда не так важен. Вы просто берёте ноты в тональности по терциям, начиная с нужной. У аккорда будет нужная функция, а какой вид получится, такой и получится 🙂
Обращения септаккордов будем рассматривать именно на примере малого мажорного. Обращения других аккордов строятся аналогично. Первое обращение получается, когда приму аккорда переносим на октаву вверх. Полученный аккорд называется квинтсекстаккордом, потому между нижним и двумя верхними звуками образуются квинта и секста соответственно. Обозначается он цифрами 65.
Второе обращение называется терцквартаккордом и обозначается цифрами 43. Он так называется, потому между нижним и двумя средними звуками образуются терция и кварта.
И третье обращение — секундаккорд. Он своё название получил от секунды, которая образуется внизу аккорда. Обозначается цифрой 2.
Ещё очень часто употребляются два септаккорда: малый вводный и уменьшённый вводный. Они называются вводными, потому что в тональности их можно построить на седьмой ступени лада. Например, в до мажоре это нота си. В их основе лежит уменьшённое трезвучие, к которому добавляется ещё одна терция. Если эта терция большая, то между основанием и вершиной образуется малая септима и получается малый вводный аккорд. Если терция малая, то образуется уменьшённая септима и уменьшённый вводный аккорд. Обозначаются они как м.VII7 и ум.VII7.
Уменьшённый вводный аккорд состоит из трёх малых терций. При его обращении тоже получается такой же аккорд, звучит он аналогично. Разница получается только в записи. Поэтому на слух определить обращение этого аккорда не получится.
Кроме трезвучий и септаккордов есть ещё несколько видов аккордов. Например, нонаккорд состоит из 5 звуков, расположенных по терциям, между его крайними звуками образуется интервал ноны. Ундецимаккорд состоит из 6 звуков, расположенных по терциям. Обозначаются они цифрами 9 и 11.
А ещё есть аккорды нетерцовой структуры, например, квинтквартаккорд, состоящий из квинты и кварты, или квартаккорд из двух кварт. Они немного выходят за рамки классической гармонии, но используются в народной и в современной музыке.
Но вернёмся к септаккордам и попробуем построить разные обращения малого мажорного аккорда от разных нот. Например, строим септаккорд от ноты ре. Сначала строим от ре мажорное трезвучие: сначала большую терцию, потом малую. Получаем фа-диез и ля. Потом ещё малую терцию вверх, чтобы получилась малая септима от ре. Получится нота до.
Дальше построим квинтсекстаккорд от ноты ля. В этом обращении нота будет терцией септаккорда. Поэтому от неё надо построить две малые терции вверх и одну большую вниз. А потом перенести нижнюю ноту на октаву вверх.
Теперь строим терцквартаккорд от ноты ля-бемоль. В терцквартаккорде нижний звук будет квинтой для септаккорда. Поэтому вверх пойдёт малая терция, а вниз сначала малая, потом большая. Потом две нижние ноты переносим на октаву вверх. Аккорд получился посложнее:
Секундаккорд возьмём попроще, от ноты соль. Этот аккорд можно строить так: сначала большую секунду вверх, а потом мажорное трезвучие. Или по прежнему алгоритму, только теперь весь аккорд пойдёт вниз, сначала две малые терции, потом большая. Но мне кажется, что проще с секундой внизу 🙂
Я надеюсь, вы разобрались со строением малого мажорного септаккорда, теперь надо сделать
Задания
- Постройте обращения малого мажорного септаккорда:
- Септаккорд от нот фа и до-диез
- Квинтсекстаккорд от нот фа-диез и соль
- Терцквартаккорд от нот си и фа-диез
- Секундаккорд от нот си-бемоль и ми.
- Постройте уменьшённый вводный септаккорд от нот ми, ля и ре.