15. Интервалы в ладу

Сегодня будет большая тема, посвящённая интервалам в ладу. Будем рассматривать интервалы, у которых оба звука являются ступенями гаммы. Такие интервалы делятся на устойчивые и неустойчивые. К устойчивым относятся те, оба звука которых входят в тоническое трезвучие лада, к неустойчивым все остальные. Вот примеры устойчивых и неустойчивых интервалов в мажоре и миноре:

Устойчивые интервалы соль мажора и ре минора

Неустойчивые интервалы соль мажора и ре минора.

Неустойчивые интервалы в ладу стремятся разрешиться в устойчивые в соответствии с тяготением звуков лада, например:

Особое место среди интервалов занимают увеличенные и уменьшённые интервалы, называемые характерными. В натуральном мажоре это увеличенная кварта на IV ступени и уменьшённая квинта на VII ступени. Увеличенные интервалы всегда стремятся расшириться, а уменьшённые — сузиться. Поэтому они разрешаются так:

В миноре увеличенная кварта получится на VI ступени, а уменьшённая квинта — на II. Разрешаются они аналогично:

В гармонических видах альтерируется одна ступень и характерных интервалов становится больше. В гармоническом мажоре понижается VI ступень. От неё можно построить увеличенные интервалы: секунду, кварту и квинту. Их обращения будут уменьшёнными интервалами: септимой, квинтой и квартой. При этом уменьшённая септима строится на VII ступени, квинта на II ступени и кварта на III ступени. А разрешаются они так:

В гармоническом миноре повышается VII ступень, от неё строятся уменьшённые интервалы: септима, квинта и кварта. При обращении увеличенная секунда строится на VI ступени, увеличенная кварта — на IV ступени и увеличенная квинта — на III ступени. Вот так они разрешаются:

Эти интервалы энгармонически равны другим, например, увеличенная секунда — это малая терция, а уменьшённая септима — это большая секста. Вне лада они не требуют разрешения. Но в ладу они звучат неустойчиво. По тому, как они разрешаются, можно определить тональность. Посмотрим такой пример, есть уменьшённая септима фа диез – ми бемоль, которая разрешается в интервал соль – ре.

В ладу такая септима строится на VII ступени и разрешается в тоническую квинту. Поэтому это может быть тональность соль мажор или соль минор.

Ещё пример, уменьшённая кварта до диез – фа. Если она разрешается в интервал ре-фа, то есть до диез был неустойчивой VII ступенью, то получается тональность ре минор. А если неустойчивая ступень — фа, то разрешение интервала до диез – ми. Фа бекар становится пониженной VI ступенью ля мажора.

Задания.
  1. Напишите все характерные интервалы ре мажора и соль минора с разрешением.
  2. Определите, в какую тональность и как разрешаются следующие интервалы:

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.