В прошлых уроках мы рассмотрели диатонические семиступенные лады: мажор и минор. В них соответственно образуются диатонические интервалы, а в гармонических видах ещё и характерные. Но постепенно композиторы в своей музыке начинают расширять возможности диатонических ладов.
Повышение или понижение ступеней лада, вызывающее новые тяготения, называется хроматизмом. Альтерация — это частный случай хроматизма, при котором изменяются неустойчивые ступени в направлении существующих тяготений.
Например, в до мажоре повышение пятой ступени соль до соль-диез — это хроматизм, потому что она теперь тянется к ля. А понижение второй ступени ре до ре-бемоль — это альтерация, потому что вторая ступень как тянулась к первой, так и тянется.
Нужно отметить, что альтерировать ступень можно, только когда есть куда 🙂 Например, вторую ступень в мажоре можно и повысить, и понизить, а четвёртую только повысить. Ведь если мы понизим четвёртую, то это будет третья, ей уже не надо никуда разрешаться.
При использовании хроматизма в ладу могут появляться интервалы, которые не встречаются в натуральных и гармонических видах. Это будут:
- увеличенная и дважды увеличенная прима;
- уменьшённая и увеличенная терция;
- дважды увеличенная кварта;
- дважды уменьшённая квинта;
- уменьшённая и увеличенная секста;
- уменьшённая и дважды уменьшённая октава.
Разрешаться эти интервалы будут в соответствующие устойчивые звуки лада, например так:
Особое место занимают уменьшённые терции и увеличенные сексты около основных звуков лада. Разрешаются они в приму и октаву.
При альтерировании всех ступеней лада образуется хроматическая гамма, то есть гамма по всем 12 ступеням. Для её записи в классической традиции есть определённые правила:
- в восходящем мажоре повышаются все ступени гаммы, кроме VI, вместо этого понижается VII.
- в нисходящем мажоре понижаются все ступени, кроме V, вместо этого повышается IV.
- в восходящем миноре повышаются все ступени, кроме I, вместо этого понижается II.
- нисходящий минор записывается так же, как и одноимённый нисходящий мажор.
Посмотрите, как записываются до мажорная и до минорная хроматические гаммы.
Задания.
- Напишите все уменьшённые терции и увеличенные сексты в фа мажоре и фа миноре с разрешением.
- Напишите восходящие и нисходящие хроматические гаммы для фа мажора и фа минора.