5. Метр и такты

Сегодня разберём большую и важную тему – метр, такты и их размер.

Почти всегда музыка связана с каким-либо движением – ходьбой, танцем, речью, дыханием. Эти движения часто имеют некоторую регулярность, повторяемость. Представьте, например, марширующего человека, его команды: «Левой! Левой! Раз-два-три!». Или возьмём строчку Пушкина: «Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет». Здесь чередование сильных и слабых моментов времени. В музыке выделение сильных звуков называется акцентом. Равномерное чередование акцентов называется метром. Отрезок времени между двумя акцентами делится на равные части, которые называются метрическими долями. Основные виды деления – это на два и на три. Соответственно, выделяются:

  1. Двухдольный метр, со схемой одна сильная – одна слабая доля.
  2. Трёхдольный метр, со схемой одна сильная – две слабых доли.

Например, марширование и строчка Пушкина представляют собой двухдольный метр.

Такты.

Такт – это отрезок времени от одной метрически сильной доли до другой такой же сильной доли. Не всегда тактовые и метрические доли совпадают. Например, популярный размер 4/4 представляет собой слияние двух двухдольных тактов. В нём первая доля сильная, третья относительно сильная, а вторая и четвёртая слабые. Поэтому, если считать «Раз-два-три-четыре, раз-два-три-четыре», то сильнее всего выделяется «раз», потом «три», а «два» и «четыре» идут между ними.

В нотной записи такты отделяются друг от друга вертикальной тактовой чертой. Если произведение начинается со слабой доли, это называется затактом. Например, если взять строчку «Беле́ет па́рус о́дино́кий», то сильная доля идёт не с начала, а первый слог – это затакт.

Двухдольные и трёхдольные такты называются простыми. Доли в такте могут быть разной длительности, чаще всего это четверти, но встречаются и половинные, и восьмые, и другие. Количество долей в такте показывает его размер. Размер записывается дробью: в знаменателе – длительность доли, в числителе – количество, например, 2/4, 3/8, 2/2. Размер пишется на нотном стане в начале произведения.

Но бывает, что размер меняется по ходу произведения, это называется переменным метром. Тогда новый размер пишется в начале такта, с которого он начинается.

Сложные такты образуются при слиянии двух простых тактов. Например, если сливаются двухдольные такты, то получаются размеры 4/4 = 2/4+2/4,    4/8 = 2/8+2/8. Если сливаются трёхдольные такты, то можно получить размеры 6/8 = 3/8+3/8,    9/8 = 3/8+3/8+3/8,    12/8 = 3/8+3/8+3/8+3/8.

При этом удобно считать, что шестидольный такт – это как бы двухдольный, где каждая доля состоит из трёх.

Интересно посмотреть, что получится, если слить разные простые такты, например, 2/4 и 3/4. В таком случае получаются смешанные такты, например, 5/4, 7/8, 11/4, 8/8. Здесь важен порядок сложения, например, 5 = 2+3 = 3+2. В первом случае выделяются первая и третья доля в такте, во втором первая и четвёртая.

Отдельно посмотрим на восьмидольный такт. Его можно получить как два четырёхдольных, либо два трёхдольных и один двухдольный: 8 = 4+4 = 2+3+3 = 3+2+3 = 3+3+2. От  этого зависит, как будут группироваться ноты в такте и какие ноты надо акцентировать. Подробнее группировку нот разберём в следующем уроке.

На сегодня это всё, теперь

Задания.

  1. Что такое простые, сложные и смешанные такты? Приведите примеры.
  2. Посчитайте разные размеры тактов с выделением сильных и относительно сильных долей.
    1. 2/4 = РАЗ-два-РАЗ-два-РАЗ-два…
    2. 3/4 = РАЗ-два-три-РАЗ-два-три-РАЗ-два-три…
    3. 4/4 = РАЗ-два-ТРИ-четыре-РАЗ-два-ТРИ-четыре…
    4. 5/4 = РАЗ-два-три-ЧЕТЫРЕ-пять-РАЗ-два-три-ЧЕТЫРЕ-пять…
    5. 5/4 = РАЗ-два-ТРИ-четыре-пять- РАЗ-два-ТРИ-четыре-пять …
    6. 6/4 = РАЗ-два-три-ЧЕТЫРЕ-пять-шесть-РАЗ-два-три-ЧЕТЫРЕ-пять-шесть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.